Как сайт, делающий стримы геймеров, стал бизнесом стоимостью в миллиард долларов. История Twitch.

Генеральный директор Twitch Эмметт Шир не был рожден лидером, он стал таковым почти случайно. И сейчас он руководит одной из наиболее ценных видео-площадок в интернете.

enhanced-buzz-wide-5206-1406918197-9

Команда основателей Justin.tv, слева направо: Джастин Кан, Кайл Фогт, Эмметт Шир, и Майкл Сейбель. 

Зарождение Twitch, одного из самых популярных игровых сайтов и приложений в мире, можно свести к нескольким неофициальным встречам осенью 2010 года, в том числе и с Гидеоном Ю.

Бывший финансовый директор YouTube, заключивший сделку на продажу этого сайта за 1,65 миллиарда долларов в пользу Google и  умело вложивший свои непредвиденные доходы в 5% доли собственности в  «Сан-Франциско Форти Найнерс», заглянул в офис Justin.tv – который к тому моменту привлек 8 миллионов долларов венчурного капитала и начал создавать доход путем изменения – из сайта, изначально задуманного для того, чтобы стримить (передавать видео в режиме онлайн)  жизнь соучредителя Джастина Кана (отсюда и название сайта justin.tv), в платформу, где любой может транслировать видео.

По словам Майкла Сейбеля, другой соучредитель Justin.tv, Ю, вошел в дело и придал компании ускорение, в котором она так нуждалась.

«Он пришел и, в сущности, сказал: «У вас, ребята, есть нечто, что приносит вам деньги, но вы не сделали ничего, что могло бы оказывать существенное влияние, так что вы можете сидеть на заднице, получать зарплату  и не вести это как стартап, или же создайте что-то реальное»,

– поделился Сейбель.

Эта встреча, вкупе с другими разговорами, наподобие того, что имел Кан с Мэттом Санчесом из SAY Media, убедила команду начать несколько внутренних проектов по развитию. Принятые совместно, эти обсуждения с Ю и Санчесом ознаменовали начало процесса, который бы со временем превратил Justin.tv в две компании с двумя различными миссиями – Twitch,  сайт, состоящий из видео-трансляций людей, играющих в компьютерные игры, и Socialcam, мобильное приложение для обмена видео.

Это также положило начало эволюции соучредителя Justin.tv Эмметта Шира – от программиста до руководителя; вероятность такого восхождения была мала, но она превратила Twitch в одну из самых ценных компаний в мире, занимающихся видео-трансляциями.

Теперь Twitch находится среди компаний в списке покупок Google, ее оценили в сумму около миллиарда долларов объявленной стоимости. (Компания объявила во вторник, что она свернет операции Justin.tv, чтобы посвятить все свои ресурсы Twitch).

original-4207-1406916950-11

Шир и Фогт, надевшие один из оригинальных прототипов камер «живого вещания» в 2007 году. 

Друзья детства, Шир и Кан оба посещали школу для одаренных детей «Эвергрин» (Evergreen School for Gifted Children) на северном краю Сиэтла. Друзей связывала их опытность в математике по ускоренной программе и Magic: the Gathering, одна из наиболее известных коллекционных карточных игр в стиле фэнтези. (Шир, в самом деле, известен тем, что играет в бесконечно раздражающую версию игры, которую окрестили «Draw-Go»: в ней игрок ничего не делает во время своего фактического хода, но должен отвечать на все, что сыграл его противник).

Хоть они и пошли в разные вузы, они работали вместе в рамках конкурса NASA и, в конце концов, стали вдвоем посещать Йельский университет. Они начали работать над своим первым стартапом, приложением Kiko, сходным с календарем Google, во время четвертого курса.

Было мало доказательств в момент основания Kiko, что Шир расцветет в качестве лидера, которым он сегодня является. Он был высококвалифицированным программистом, кодером, который мог оставаться до поздней ночи, чтобы исправить постоянно меняющийся (и постоянно ломающийся) софт компании.

По выражению Кремниевой долины, Шир был «техническим соучредителем», часто работающим в паре с кем-то с практической сметкой в отношении дизайна и продукта, или убедительным маркетологом, который может продвигать услугу в массы. К тому времени, когда Kiko был продан – на eBay, кто бы мог подумать – за где-то 250 тысяч долларов, страсть к предпринимательству завладела Широм и Каном.

«Я хотел создавать интернет-компании, и к концу обучения в колледже я знал это», – Шир сообщил BuzzFeed.

«Я поступил в колледж, думая, что хочу пойти в науку, но я осознал, что моя страсть – в создании вещей, которые более ориентированы на программирование».

Шир и Кан затем наткнулись на Пола Грэхема, основателя престижного стартапа Кремниевой долины, академии Y Combinator, в сервисе, предлагающем верстку и печать веб-контента в  форме подарочного издания. Грэхем ответил: «Что еще у вас, ребята, есть?»

Это стало переломным моментом, когда эти двое бросили идею круглосуточного шоу, транслирующего жизнь Кана в интернете. Как сказал Кан, ответом Грэхема на эту подачу было: «Звучит достаточно безумно, я бы профинансировал это». Они покинули встречу с чеком на сумму 50 тысяч долларов и их вторым приемом в Y Combinator. (Kiko был первым).

enhanced-15239-1406918266-19

Учредительная встреча Y Combinator. Основатель YC Пол Грэхем, самый дальний справа, и этот класс также включал нынешнего партнера и соучредителя Reddit Алекса Оганяна. Джастин Кан

Программистское мастерство Шира было уже очевидным во время первых дней Justin.tv в 2007 году, когда Amazon позвонили и попросили их временно ограничить их использование полосы пропускания, пока компания перемещает трафик. В то время Amazon только запустила несколько сервисов, позволяющих стартапам разгрузить потоковое видео и другие тяжелые по пропускной способности процессы на удаленные сервера за отдельную плату. Услуги Amazon согласовывались с шагом Justin.tv по открытию своего сайта, который позволил любому стримить видео в режиме реального времени, тем самым, затрудняя пропускную способность Amazon.

Хотя предполагалось, что это будет временно, этот шаг подтолкнул компанию к тому, чтобы купить собственные сервера и инфраструктуру для обработки живого потокового видео. В настоящее время компания управляет 15 дата-центрами, справляющимися каждый месяц с 55 миллионами уникальных посетителей, каждый из которых смотрит, в среднем,  106 минут потокового видео в день.

Оглядываясь назад, этот шаг выглядит пророческим – сейчас Twitch стримит видео за долю стоимости, которую большинство современных стартапов платит Amazon за свои счета AWS.

«Вся эта идея создания пиринговой сети по всему миру, чтобы они могли предоставлять видео высокого качества действительно быстро, была немного нелогичной», – сказал Итан Курцвейл, вице-президент Bessemer Venture Partners, инвестор Twitch, добавив, что Шир осознал важность качества обслуживания и его доступности, а также акцентировал внимание на этом с первых дней существования компании.

Шир и несколько других людей внутри компании, в том числе и Кевин Лин, который затем приблизится к тому, чтобы стать главным операционным директором Twitch, быстро отдали себе отчет в том, что транслирование компьютерных игр определило большую часть роста Justin.tv. Они четко осознавали это, потому что сами были геймерами – Ширу были особенно близки Warcraft II и Starcarft – и увидели потенциал в трансляции матчей по компьютерным играм через интернет.

Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье "Где взять деньги на бизнес" мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке: "посмотреть результаты эксперимента"

В то же время, Кан и Сейбель замечали еще одну тенденцию: все покупали смартфоны, и весь способ взаимодействия людьми с интернетом изменялся, чтобы соответствовать этим устройствам. После тех встреч с Санчесом и Ю в 2010 году, команда Justin.tv решила, что они начнут работать над двумя проектами по развитию: сервисом, призванным для того, чтобы стримить компьютерные игры, который тогда назывался Justin.tv gaming – и который затем станет Twitch – и мобильным приложением, которое станет потом Socialcam.

enhanced-2889-1406934050-18

Снимок одного из первых серверных кластеров Justin.tv, озаглавленный «работа стоимостью в выходные».

Расклад был таков, что спустя шесть месяцев, в зависимости от того, какой проект наберет большую поддержку, он станет будущим для Justin.tv. На удивление, оба проекта поднялись, и команда решила выделить Socialcam из Justin.tv, с Сейбелем и парой других программистов для управления этим сервисом. Justin.tv, после встречи с Ю в 2010 году, превратился в Twitch, и был официально представлен на выставке E3, крупнейшем коммерческом шоу игровой индустрии, в 2011 году.

На протяжении всего формирования Twitch, стало ясно, что Шир был так же хорош в задумках продуктов, как он был в их реализации. Он заметил, например, что качество видео должно было быть очень высоким и что весь сервис должен быть построен вокруг потребностей стримеров, вот две причины того, почему Twitch настолько популярен среди геймеров.

Внимание к этим деталям  было быстро принято многими из первых стримеров сервиса, как например, Cosmo Wright, стример Twitch, который держит мировой рекорд по прохождению The Legend of Zelda: Ocarina of Time в кратчайшие сроки – 18 минут и 10 секунд.

Со стримерами пришла и аудитория. В течение года после официального запуска сайта на E3, Twitch уже привлек 20 миллионов посетителей и развернул программу, которая позволила бы их вещателям получать оплату за свои стримы в качестве части своей партнерской программы.

Огромная аудитория Twitch, сильно ориентированная на играх, стала настоящей золотой жилой для рекламодателей – которые предложили огромные возможности как для Twitch, так и для игроков в программе. Twitch.tv перешел из концепции в инструмент, который позволил геймерам играть в компьютерные игры, чтобы заработать на жизнь, так же как и Wright начал делать в январе прошлого года.

«Для меня большая честь, поскольку я был на сайте, когда он еще был Justin.tv, и его временная привязка была удачной частью моего успеха», – Wright сообщил в беседе с BuzzFeed. «Быть создателем контента на Twitch, на самом деле, довольно особенный опыт».

Конечно, все не всегда было так просто для Шира и Twitch. Только на этой неделе, компания выпустила инструмент, заглушающий звук на старых видео, в которых играла лицензированная музыка в фоновом режиме. Предназначенный для защиты сообщества от неприятностей с обладателями прав на музыку, этот инструмент дал осечку и заглушил звук на многих старых видео, потому что подумал, что фактическая музыка из компьютерной игры была защищена авторским правом – что вызвало гнев многих в сообществе Twitch.

Шир признал, что эта часть была случайностью, но это подчеркнуло важность преданности Twitch в отношении своего сообщества стримеров, многие из которых – в том числе и Wright – свалили свои жалобы на ветку Reddit «Спросите меня о чем угодно».

Вначале подход Шира к управлению состоял в том, чтобы делать все вещи самостоятельно, а не делегировать их – это побочный продукт его программистских качеств. Но, по словам Кана, «при развитии и нахождении идеи для Twitch, и управляя небольшой командой, когда эта команда все росла и росла, он стал лучшим управленцем, чем любой другой учредитель».

«Это был разительный переход от программиста-интроверта к экстраверту, который может мотивировать команду из примерно ста человек, стоящих за общей целью», – сказал Фогт, другой соучредитель Justin.tv, который помог Ширу построить Twitch на заре его создания.

Энтузиазм Шира в отношении игр, в сочетании с его неустанным вниманием к сообществу и стримерам Twitch, с легкостью привлекли партнеров – с призывом о том, что Twitch был абсолютно новым, и огромнейшим, маркетинговым инструментом для традиционных разработчиков игр.

Приблизительно год спустя после запуска, такие компании, как World of Warcraft и создатели «Call of Duty» Activision-Blizzard уже использовали Twitch в качестве средства для демонстрации своих игр. Официальный канал Twitch.tv для последней карточной онлайн-игры «Hearthstone» от Blizzard, например, собрал огромную аудиторию, которая смотрела демо ее новейших дополнений в какой-то момент, прежде чем было выпущено обновление, как рассказал BuzzFeed генеральный директор и соучредитель Blizzard Майк Морхейм.

Традиционно создание такого ажиотажа требует дорогостоящих маркетинговых компаний, но с Twitch стало намного легче связать разработчиков  с их аудиторией, фактическими игроками, которые хотят знать больше об игре.

«Это было очень захватывающе, когда мы увидели, что «Hearthstone» взлетел а в рейтингах на Twitch», – сказал Морхейм.

«У нас было около 150 тысяч зрителей, смотрящих игру в один момент, что я считаю косвенным показателем уровня интереса к контенту».

Шир также заключил соглашения об интеграции Twitch в игровые приставки Xbox One от Microsoft и PlayStation 4 от Sony. Но, вероятно, его самым умным шагом было сделать так, чтобы его команда оказывала внимание рекламодателям задолго до того, как Twitch планировал предложение и продажу собственной рекламы.

«Они подогревали интерес среди рекламодателей к существованию Twitch и того, чем он являлся, они не пытались ничего им продать», – поделился Курцвейл из Bessemer. «Это не похоже на блестящую стратегию, но это было действительно умно – они взяли собственную команду по продаже рекламы в прошлом году и я никогда не видел, чтобы отдел продаж работал бы так эффективно. Большие рекламные парни знали, что это было, прежде чем у них появилась возможность купить это. Это было вроде как, оглядываясь назад, тем, что вы конечно бы сделали. Но это не было очевидным в то время».

enhanced-buzz-wide-7076-1406937117-8 Wright во время стрима The Legend of Zelda: Ocarina of Time, когда он успешно установил мировой рекорд за прохождение игры за самое короткое время.

Сообщество также продолжает выходить за пределы сегмента состязательных игр, таких как Starcraft. Twitch сейчас является одной из крупнейших площадок для прямой трансляции скоростного прохождения игр, что по сути представляет собой гонку к окончанию игры и соревнование по времени.

Twitch.tv стал популярным местом для стриминга Minecraft, игры, которая по существу является виртуальным миром, наполненным блоками похожими на Лего. Совсем недавно Twitch.tv позволил стримерам хостить другие трансляции, создавая возможность для своей пользовательской базы иметь канал, который работает круглосуточно, независимо от того, играют ли они в игры или нет.

И компания все еще открывает новые сценарии использования для своего сервиса онлайн-трансляций, например «Twitch Plays Pokemon» , где функция чата на сайте использовалась для того, чтобы вводить команды для эмулированной версии игры. Результат: сотни тысяч людей пытаются играть в покемонов одним и тем же геймбоем.

«Twitch Plays Pokemon» в результате породил целый поджанр стримов Twitch.tv, где зрители могут коллективно играть в какую-нибудь игру. Когда компания получала награду Webby, речь вице-президента по маркетингу Twitch Мэтта Дипьетро, которая состояла из пяти слов «praise be to the Helix»  («хвала Спирали»), обыгрывания мема, который был создан сообществом во время игры. Последний вирусный курьез сообщества Twitch, дублированное видео «Рыба играет в «Покемон»», начался на этой неделе со стрима игры Покемон, где ходы персонажа основаны на том, куда плывет рыба в аквариуме.

Хотя Twitch стал подлинным феноменом – и потенциальной целью для выкупа за миллиард долларов – Шир остается скромным.

«В конце концов, мы – сайт, куда могут приходить люди и смотреть видео, чтобы пообщаться и обсудить видео», – сказал Шир.

«Во многих отношениях наш бизнес больше похож на Vimeo или Youtube, чем на Activision-Blizzard. Мы больше социальная сеть и медиа-компания, которая сосредотачивает внимание исключительно на игровом видео-контенте».

По материалам buzzfeed.com

Также по этой теме

Один комментарий на «“Как сайт, делающий стримы геймеров, стал бизнесом стоимостью в миллиард долларов. История Twitch.”»

  1. Николай Николаевич:

    Ребята откопали золотую жилу ) Молодцы!!! Идея то видео площадок не нова, но сосредоточившись только на игровой контент они сняли Джек пот). А учитывая растущий рынок игрового бизнеса они будут в шоколаде!

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.